МОБУ "ООШ № 18" ГО "Г. ЯКУТСК"

МОБУ "ООШ № 18" ГО "Г. ЯКУТСК"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 18 ГО «Город Якутск»

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ, РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА.

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ, РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА.

 

На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема

формирования психологической готовности к прохождению государственной

(итоговой) аттестации. Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников в процессе подготовки и прохождения ГИА определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

 

Для успешного прохождения ГИА выпускнику, помимо наличия определенного объема

знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества,

как:

— стрессоустойчивость;

— высокий уровень концентрации и переключения внимания;

— устойчивость умственной работоспособности;

— достаточный объем памяти (зрительной, слуховой);

—  сформированные механическая и словесно-логическая память;

— развитое мышление;

— способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени,

— саморегуляция поведения;

— правильное распределение времени и т.д.

 

Экзамены — это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей!

Можно и нужно помочь выработать конструктивное отношение к ним всех участников

образовательного процесса, научить воспринимать экзамен не как испытание, а как

возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт,

стать более внимательными и организованными.

 

Уважаемые родители!

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к

этому родителей. Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним

отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.

И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. «Экзамен» так и переводится с латинского — «испытание».

Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.

Главное условие успешной сдачи ГИА — это разработка индивидуальной стратегии

деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов,

которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволят ему добиться наилучших результатов на экзамене. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки своему ребенку. Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.    

 

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте придерживаться следующих рекомендаций:

 

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.

Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его

Возможностей;

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно

скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не

справиться со своими эмоциями и «сорваться»;

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал;

Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте его с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во  времени и уметь его распределять;

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе;

Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и

т.д. — стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых: он должен отдохнуть

и как следует выспаться;

Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему

подходящие условия для занятий.

 

*Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл

(характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам дети уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Советы выпускникам.

Подготовка к экзамену:

Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи

нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.;

Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают

интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки в этих тонах;

Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок»,

и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы;

Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

Но если вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее

всего интересен и приятен;

Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время

перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ;

Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому

предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий;

Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части «А» в среднем должно уходить не более 2-х минут);

К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз,

просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром;

Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала;

Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их

количество не превышало семи. Смысловые куски  необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи;

Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала;

Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего

напряжения, усталости, достижению расслабления.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

 

Накануне экзамена:

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не

хватает всего од

ной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо

себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ.

Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

 

*(В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15- 20 минут до

начала тестирования. Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться).

Перед началом тестирования:

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!!

От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность ваших ответов!

Рекомендации учителям:

Как научиться психологически готовить себя к столь ответственному событию?  Вот некоторые рекомендации, которые позволят вам успешно справиться с задачей, стоящей перед вами, уважаемые учителя:

 

постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу

подготовки и проведения процедуры ГИА. Ваш достаточный опыт работы в школе

с различными категориями учеников является залогом вашей успешной работы по

подготовке учащихся к ГИА;

регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке ваших

учащихся к ГИА;

проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ГИА. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное

задание;

учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ГИА,

ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает

уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща

сделать в процессе подготовки к ГИА, распределив ответственность между школой

и семьей;

познакомьте учащихся с методикой подготовки к ГИА. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, схем, определений

и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками

целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ГИА;

уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению

вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ГИА.

 

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к этому событию.

Поэтому так важно формирование адекватного отношения к ситуации.

Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям и учителям — оказать ребенку правильную помощь.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>